Современные смычки для контрабаса по форме и положению руки делятся на две модели: «французскую» и «немецкую».
Форма смычка «французской» модели мало чем отличается от формы смычков
для других инструментов скрипичного семейства и держат его также как,
например, виолончельный: большой палец придерживает колодку, а остальные
лежат на верхней поверхности трости. Контрабасисты, предпочитающие эту
модель, аргументируют свой выбор тем, что угол под которым исполнитель
держит смычок, позволяет ему быть более маневренным.
«Немецкая» модель смычка гораздо старше «французской». Расстояние между
волосом и тростью было необходимо до изобретения винтового механизма,
натягивающего волос. Музыкант пальцем прижимал волос к колодке,
увеличивая или уменьшая его натяжение. При этом колодка удерживалась
большим, указательным и средним пальцами. Такая форма и положение руки
сохранилась только у контрабасовых смычков, благодаря возможности
прикладывать большее усилие к струнам, что может быть очень важным для
этого большого инструмента.
Для опытного музыканта разницы между моделями смычков почти нет,
большинство современных контрабасистов в больших оркестрах имеют в своем
арсенале как «французскую», так и «немецкую» модели смычков.