Кларнет – еще один член семейства деревянных духовых инструментов. Его
конструкция, претерпевшая множество изменений на протяжении веков,
сегодня приняла свою окончательную форму: цилиндрическая трубка с
коническим завершением.
Долгие годы традиционным материалом для изготовления кларнетов считалась
древесина ценных пород - африканское черное дерево, самшит или эбонит. С
появлением новых технологий появились кларнеты из пластика (чаще всего
используются для учебных целей) и металла (встречаются очень редко).
Кроме того, в последнее время все более популярными становятся
музыкальные инструменты из смешанных материалов (дерево и карбон),
сочетающие в себе лучшие характеристики дерева и пластика. Они имеют
такое же теплое, глубокое звучание, как деревянные кларнеты и такую же
стойкость к воздействию влажности и перепадов температуры, как
пластиковые.
Кларнет состоит из нескольких разборных частей, что значительно упрощает
его транспортировку и хранение. Основные рабочие узлы кларнета, -
воронка (раструб), верхнее и нижнее колено, бочонок и мундштук, - легко и
герметично соединяются с друг другом, благодаря специальным пробковым
кольцам.
Физика образования звука при игре на кларнете достаточно проста.
Музыкант вдувает воздух в мундштук с тростью. Проходя через бочонок
(используется для настройки кларнета), воздух попадает в нижнее и
верхнее колено, которые имеет ряды звуковых отверстий. С помощью пальцев
музыкант открывает или закрывает семь из этих отверстия, получая звук
необходимой высоты и тембра. Остальные звуковые отверстия закрываются с
помощью клапанов.
Сложная система клапанов соединяется множеством винтов, осей и тяг. Вся
эта конструкция, как правило, изготавливается из мельхиора, латуни,
серебра или золота. Такое блестящее покрытие клапанного механизма
придает кларнету незабываемый, яркий и праздничный внешний вид.
Сегодня основными видами кларнета являются Bb (си-бемоль) и A (ля). Хотя
встречаются и другие типы: пикколо, альтовый, басовый, контрабасовый
кларнет. Всего же насчитывается более 20 видов кларнета, большинство из
которых уже не используются музыкантами.