Губная гармоника, без звучания которой невозможно представить себе ни
кантри, ни джаз, ни блюз, является относительно молодым инструментом. В
том виде, в котором мы ее знаем она была создана богемским мастером
Рихтером в 1826 году. Он не только добавил изобретенной в 1821 году
«ауре» Бушмана вторую пластину с язычками, звучащими на вдох, но и
предложил использовать мажорную настройку и диатонический строй.
Устройство диатонической или блюзовой губной гармоники довольно просто.
Она состоит из деревянного, пластикового или, реже, металлического
корпуса (из-за его формы часто называемого «гребенкой»), крепящихся к
корпусу медных или латунных пластин с язычками и накладок корпуса
(крышек), предохраняющих язычки и создающих необходимый для звучания
резонанс.
Сегодня музыканты могут выбирать из диатонических, хроматических,
настроенных в мажоре или миноре губных гармошек. В тремоло и октавных
гармониках звучат два язычка одновременно, что делает их звучание
похожим на трель или церковный орган. На аккордовых гармошках язычки и
отверстия расположены таким образом, чтобы исполнителю было удобно брать
не отдельные ноты, а целые аккорды. Выпускаются и специальные гармошки
для самых маленьких музыкантов. Их отверстия расположены дальше друг от
друга, что делает обучение игре простым и приятным занятием.
Губная гармоника — малотребовательный инструмент, но даже ему нужны
аксессуары и принадлежности. Микрофоны для усиления звучания на
концертах, держатели для освобождения рук, а также средства и наборы для
ухода.